Маки на асфальте

На стрельбище в 10 баллов я пробовал выбить 100

КФ. Вот ты на вершине...
cf
elmak
Когда открывают продажу билетов на следующий сезон, первый билет, который покупают настоящие фанаты, это билет на 15 января. Неважно, какой спектакль, главное – то что будет после.

Это бывает раз в году. 15 января собирается вся труппа и после спектакля чествует своего патрона, Мольера. Точная дата его рождения не известна, но доподлинно установлено, что 15 января 1622 года был крещен мальчик Жан-Батист Поклен, впоследствии – великий Мольер. И каждый год, 15 января вся труппа выходит на сцену, надев свои самые любимые театральные костюмы, по очереди произносит по одной фразе из произведений Мольера.
После спектакля, после финальных поклонов, на сцену выносят бюст Мольера. И начинается праздник.

Но еще до начала произнесения фраз из Мольера, зрителям предъявляют новичков. Тех пансьенеров, которые с прошлого 15 января пришли в труппу и новых сосьетеров. И хотя все зрители уже всё и всех знают, но это выглядит очень торжественно и как будто нам говорят: «Да, вот смотрите, они – наши!»

Read more...Collapse )

КФ. Путь наверх. Часть 2
cf
elmak
Не существует никакой открытой конкурсной процедуры для поступления в труппу КФ. Т.е. невозможно прислать свои фотографии, явиться на  кастинг, сыграть перед комиссией этюд и быть принятым или отвергнутым. Приглашение актера в труппу – одна из трех таинственных миссий, возложенных на Генерального администратора (кроме составления репертуара сезона и приглашение режиссеров).

В театре двухступенчатая актерская иерархия.
Первая ступень – пансьенеры. Раньше они были на содержании, на пансионе у короля. Оттуда и пошло название. Генеральный администратор приглашает актера, с ним театр заключает контракт сроком на год-полтора. А дальше возможны варианты. Но дальнейшая судьба актера уже в руках его старших товарищей – сосьетеров.
Сосьетер – это вторая ступень. Элита. Члены закрытого клуба, сообщества французских актеров. Они управляют, они владеют театром. Они акционеры театра в прямом смысле. Стать сосьетером можно только одним способом: как минимум год быть пансьенером, потом административный комитет, состоящий из сосьетеров предложит (или не предложит) твою кандидатуру на голосование на ассамблею сосьетеров (это первая часть отбора в сосьетеры). А там уже как решат сосьетеры на своем общем собрании-ассамблее. Товарищ ты им или нет.

Нет никакого правила, как и за какое время можно стать сосьетером. Кто-то проходит этот этап быстро, два-три года. Кто играет в театре десятилетиями, оставаясь пансьенером. Кто-то уходит из театра, так и не переступив порог закрытого клуба. Это внутренние процессы. Зритель, даже очень любопытный знает мало или не знает ничего.

Read more...Collapse )

Этот день 337 лет назад
cf
elmak
25 августа 1680 года было воскресеньем.

Около дома 42 на улице Мазарини столпилось огромное количество парижан. Там, в зале бывшего теннисного корта обосновалась новая театральная труппа. Неделей раньше, 18 августа 1680 года король Людовик 14 подписал указ о слиянии 2 театральных трупп: l’hôtel de Guénégaud и l’hôtel de Bourgogne.

На 25-е августа было назначено первое выступление новой королевской труппы. И хотя указ о создании сообщества французских актеров и регламент существования этого сообщества Людовик подпишет 21 октября 1680, 25 августа считается датой рождения Комеди-Франсез.

Давали 2 пьесы. «Федру» Расина, написанную тремя года раньше и Les Carrosses d'Orléans (Кареты из Орлеана(?)), одноактную комедию, написанную Жаном де ля Шапелем буквально накануне. Первое представление этой пьесы было 9 августа.

Федру играла м-ль Champmeslé. С нее и начинается отсчет всех Федр Комеди-Франсез.

Конечно, удивительно, как две враждующие труппы, объединившись, дали начало одному из величайших театров в мире.
А труппы враждовали не на шутку. Переманивали друг у друга актеров. Сейчас это можно назвать ангажементом, но в то время труппы были весьма малочисленны, и уход даже одного актера приводил к тому, что театр был вынужден прекращать выступления. Мне кажется, королю это надоело, и потому он объединил оба театра. (моя собственная версия:))

Благодаря регистру Ла Гранжа мы знаем даже количество проданных билетов на  первое представление –1007(если я правильно посчитала). А мушкетеры, кавалеристы (chevau-légers(?)) и пажи короля могли входить в театр бесплатно. Скольких их было - не знаю. По вместимости (1007) - это современный зал Ришелье.

Регистр Ла Гранжа – это уникальный документ. Актер и ближайший друг Мольера день за днем вел записи о жизни труппы. Это и дневник, и бухгалтерская книга. Там собрано всё. Сколько продали билетов, какой спектакль играли, кто заболел, кто женился, кто родился и т.п.
Вот страница того самого спектакля 25 августа 1680 года.



P.S. Начало спектакля в любом французском театре начинается с трех ударов специальной палкой (бригадье) об пол. В КФ - таких ударов 6. В честь того, что театр возник из-за слияния двух трупп.

КФ. Путь наверх.
cf
elmak
У здания КФ на плас Колетт, именуемого на театральном сленге «Ришелье», несколько входов. Слева на этой фотографии – вход для зрителей. Далее зрители попадают в Ротонду и потом, ручейками по разным лестницам к своим местам в зрительном зале. В центре – вход для актеров. За этой магической дверью расположена рецепция. Раньше, это дверь всегда была открыта нараспашку. Туда можно было (раньше) отдавать цветы для актеров.


Там же находится местное «почтовое отделение»

Read more...Collapse )

КФ. Взгляд на изнанку
cf
elmak


Название слегка отдает желтизной, но это как посмотреть.

Мне хочется рассказывать о театре, и о людях в театре. О тех небольших и, на первый взгляд, незначительных моментах,которые, складываясь вместе, делают этот театр невероятным событием в моей жизни.

На «взгляд изнутри» я не могу претендовать, т.к. для этого надо быть внутри. А находясь в партере, но будучи внимательным зрителем, можно увидеть мелочи, штрихи и детали, изнанку того шикарного полотна, которое нам предъявляют лицом. И тогда уже нет ничего скандального в таком определении.

Признаюсь, идею названия я подсмотрела у Беатрис Бретти (1893-1982).Бретти была одной из знаковых актрис театра своего времени. В 1957 вышли ее мемуары : «La Comédie Française à l'envers».

В октябре 2014 года я приехала на премьеру «Тартюфа». К этому моменту шел четвертый месяц моего вгрызания в мемуары м-ль Бретти. Дело даже не в том, что у нее сложный язык, хотя и это есть, и грамматика ого-го. М-ль Бретти, рассказывая об изнанке, знала, что там, на лицевой стороне. А я этого была лишена. Намеки, аллюзии, недоговоренности, которые вероятно понятны посвященным современникам-соотечественникам, но совершенно не ясны мне. Ну, поди, угадай, что Маню, это – Мари Марке. И чтобы понять чуть больше, я параллельно читала о самой в Бретти в разных источниках. Потому имела представление и о ее жизни, и о ее ролях в театре.

Итак, октябрь 2014, зал Ришелье, «Тартюф».
Спектакль дневной, публика специфическая. Как правило, днем много школьников и зрителей старшего и over-старшего возраста. Рядом со мной капельдинер усаживает даму. Аккуратно уложенные кудри, тяжелые серьги, бусы, кольца, кольца, кольца. Наверное, лет 80 ей (думаю я). Улыбаемся друг другу. Она раскрывается программку, подносит к глазам, отодвигает на вытянутую руку, опять подносит к глазам. Смеется. - Нет, в этих очках я не прочту. Просит меня назвать фамилии и роли.

Читаю, тщательно артикулируя. Моя соседка качает головой – Нет, этих молодых я не знаю.
И вдруг очень живо:
- Хочу сказать, «Тартюф» был первым спектаклем, который я посмотрела в «Комеди Франсез». И Эльмиру играла сама Беатрис Бретти. Слышали о такой?
Ха, слышала ли я? Но почему Эльмиру? С конца сороковых и до самого ухода из театра в 1955-ом, Бретти играла в «Тартюфе» Дорину. Эльмиру она тоже играла, но это было еще до войны. Моя собеседница что-то путает или… Ой, сколько же ей лет?
Мадам улыбнулась и продолжила
- Это было в 1940 году.
Т.е. ей не меньше 90 лет!!!

Я часто читаю рецензии, которые пишут зрители. Там всегда есть живая эмоция , они очень искренние, в отличие от многих профессиональных. И когда я вернулась домой, то нашла вот эту. Молодая женщина описывает свой первый визит в КФ в октябре 2014. Это «Тартюф». Представляете, практически в одно время в зале был зритель, который ходит в театр уже 74 года и зритель, да которого всё только начинается. И так происходит уже несколько веков!

Это герб Комеди-Франсез: улей с пчелами и девиз: Simul et singulis. Быть вместе и быть самим собой. Мне кажется, это не только про актеров.

И еще о сезоне 2016-2017 (вне стен)
cf
elmak
Три собственных зала в Париже, театральные залы как в Париже, так и в других городах и странах, где играют спектакли «из репертуара». Комеди –Франсез активно раздвигает границы и увеличивает количество зрителей. Но есть еще выступления вне стен КФ, которые не попадают в статистику гастролей. Это индивидуальные и групповые выступления актеров труппы на всевозможных чтецких и литературно-театрализованных фестивалях, а также культурных торжествах (или даже торжествах культуры).

Фестивалей во Франции есть:
a) великое множество (более 3 000 только тех, которые курирует министерство культуры)
b) разнообразной тематики
c) с большой и не очень большой историей

Я не занималась специально историей фестивалей Франции, но могу (осторожно) сказать, что есть три всплеска организационной активности: после первой мировой, после второй мировой и в начале 21 века. Некоторые фестивали празднуют свои 70-90-летия, некоторые 40-50-летия, кто-то еще молод, а кто-то совсем юн.

И актеры КФ активные участники  всевозможных фестивальных проектов.

Read more...Collapse )

Переплеты Мураками
Путешествия
elmak
Яна fiafia рассказала о своей первой встрече с Х.Мураками, и мне вспомнилась моя последняя c ним встреча.

2006 год. Уже несколько лет все вокруг непрерывно читают Мураками, обсуждают Мураками, меняются книгами Мураками, слушают записи, упомянутых в книгах Мураками песен. И даже по радио нам исполняют:

Над каштановым побегом,
В переплетах Мураками


Это был период расцвета нашей театральной студии. Нам хотелось играть, мы брались за разнообразные тексты, ставили этюды, начинали, бросали, обсуждали, спорили. Хорошо было.

И вот кто-то предложил поставить Мураками. Я сейчас уже не вспомню как называется книга и сюжет целиком, но самое важное я помню.

Молодая женщина из окна своей квартиры видит колесо обозрения. Как-то она решает на этом колесе покататься. И во время одного из оборотов она видит свою комнату и видит себя в этой комнате. (По-моему, в кабинках стояли подзорные трубы). Что-то еще происходит, история развивается, но в результате, в конце книги женщина пропадает. Или она пропадает раньше, а ее всю книгу ищут. Главное: колесо обозрение и исчезновение героини.

Итак, сентябрь 2006 года. Берлин. Утро. У меня вечером поезд в Париж. Сдала рюкзак в камеру хранения на Остбанхофе. Камера хранения выдала мне ключ. (Когда-нибудь я напишу книгу «Вокзалы Европы и автоматические камеры хранения»).

И решила я съездить в Трептов-парк. Да, посмотреть на памятник солдата с девочкой. Тогда еще никаких смартофонов и интернетов у меня не было. Бумажная карта и телефон с кнопками. В сумке: бутылка воды и карманное издание Мураками с колесом обозрения.

Read more...Collapse )

Фанни Ардан. "Кассандра". Октябрь 2017. Париж
Ардан_сигарета
elmak
Сначала несколько лет это была "опера без пения". И в 2011 я на нее попала. И какое-то время Ардан гастролировала с этой ораторией (условно назовем) в классическом виде: на сцене оркестр и чтец.

Но в 2015, для Авиньона был сделан моноспектакль.







И вот с 18 по 22 октября 2017 в театре Луи Жуве в Париже....

И еще о сезоне 2016-2017 с плавным переходом в 2017-2018
cf
elmak
Закончился сезон 2016-2017.



Осталось только вернуть «заставу на Демиевке», т.е. актеров «Лукреции Боржиа» из Канады (сегодня вечером финальный спектакль в Монреале) и можно начинать ждать следующий сезон, который откроется 20 сентября новой постановкой «Плутней Скапена» реж. Д. Подалидес


Я уже писала, что сезон 2016-2017 был невероятно насыщенным. Вот еще несколько цифр. Было сыграно 977 спектаклей, причем 150 – вне стен КФ. И все силами 62 актеров. Это абсолютный рекорд, так много за сезон они не играли никогда. Устали, конечно. Одна из актрис анонсировала начало своего отпуска фотографией:




Но отдыхать  уехали не все. Начались репетиции Скапена.



Жду этого спектакля, т.к. главная роль, наконец-то, у Бенжамена Лаверна. Он пришел в театр в октябре 2012. И сразу был введен в огромное количество спектаклей. В первом же сезоне (2012-2013) - 8 ролей. И не абы что, а Клеант в «Мнимом больном», Ипполит в «Федре» и т.д. Но, сначала он был в тени Пьера Нинэ. И Ипполита, и Фадинара в «Соломенной шляпке» он играл в очередь с Нинэ и был прекрасен, но публика обожала Нинэ, и, увы, не замечала Лаверна. А потом, когда Нинэ ушел, не было роли, в которой он мог бы полностью раскрыться, хотя играл он очень и очень много. Мне кажется, у него огромный талант. Пожелаем ему удачи.

В эти 977 представлений абсолютно точно не вошли фестивальные выступления актеров КФ, которые идут весь год и активизируются летом....

"Лукреция Боржиа" в Монреале
el
elmak
10 спекталей


Уже начался монтаж сцены. Théâtre du Nouveau Monde‎



Я спросила пресс-службу КФ, мол, почему у нас 4 раза, а в Монреале аж 10. На что мне ответили, что если бы Москва предложила 10 спектаклей, мы бы сыграли бы и 10.
Но с другой стороны. И 4 спектакля разнесли мой бюджет вдребезги. Про 10 даже боюсь подумать))))

Желаю актерам удачи, легкой победы над джетлагом, а зрителям ....ах, я вам завидую....

?

Log in

No account? Create an account